Воспоминания о будущем

Историю часто называют полотном, которое соткано из тысячи нитей. Любой историк пытается как можно лучше распутать эти нити, а футурологи, изучив прошлое и настоящее, создают прогноз на будущее.

С глубокой древности существовали всевозможные предсказатели и прорицатели. Несчастная судьба Кассандры не испугала сотни и тысячи астрологов, а их традиции существуют и в наше время.

Восемьдесят лет назад суждения и предсказания преобразовались в форму новой науки — футурология. Считается, что эта наука родилась в 1943 году, а ее «отцом» стал социолог из Германии Флехтхейм, предложивший понятие «философия грядущего». Во II пол. ХХ столетия произошло бурное развитие этой науки. В чем же заключается причина такого явления?

С давних времен известные предсказатели раздавали прогнозы. Но в ХХ столетии появился объект, прогнозирование состояния которого, позволит сделать определенные научные выводы. Это футурология.

Основы футурологии заложены американскими учеными У. Ростоу и Д. Белла. Ростоу занимался теорией индустриального, а Белл информационного общества. По словам Ростоу индустриальное общество с каждым годом все быстрее сменяет традиционное, которое со временем перейдет в постиндустриальное. По мнению Д. Белла, этому способствует новейшая роль науки и техники. Социолог считает, что главную роль в самое ближайшее время будет играть информационное поле.

Наука и техника становятся важнейшими факторами истории. Таким же фактором стала экология, что в своих исследованиях широко освещает Римский клуб.

В 30-х годах прошлого столетия появились теории, выводившие будущее цивилизации из НТР. Еще во времена Френсиса Бэкона люди пытались, используя технические достижения, покорить окружающий мир. Однако наибольшего развития техника достигла лишь в 50-е годы ХХ века.

Успехи естествознания заметны, особенно в наше время, когда очевиден глубокий кризис гуманитарных наук. Стоит отметить, что футурология имеет крепкие связи с философией истории, поскольку она — это история будущего, имеющая два направления. Знаменитый философ Фома Аквинский сравнил их с полетом стрелы и с собакой, которая пытается поймать свой хвост.

Как известно, философия имеет несколько направлений. Одно из них — линейная философия, когда считается, что общество неуклонно движется по прямой к прогрессу. Незначительные спады такими философами в расчет не берутся. Эта теория возникла в эпоху Просвещения и довольно быстро нашла своих последователей. Надо отметить, что эти прогнозы преобладают и в наши дни.

Один из приверженцев этой идеологии – А. Тоффлер полностью разделяет тревогу по поводу разрушающего действия техногенной цивилизации, однако вперед смотрит вполне оптимистично. Решение выхода из ситуации он видит в распространении информации. По его мнению, только так мир продолжит свое совершенствование. Мнение Тоффлера разделяют многие ученые, представляя будущее исключительно в радужном цвете. Но каждый выступает со своими прогнозами. В частности, Г. Кан считает, что проблемы, порождаемые техникой, не заслуживают такого пристального внимания, которое им уделяют некоторые ученые. Такой же точки зрения придерживается Дж. Гэлбрейт. Позитивное воздействие технического прогресса он видит в общественном интересе к этому вопросу.

Совершенно по-другому выглядит будущее у футурологов, рассматривающих его в свете цикличной философии. Что с древних времен характерно для восточных стран.

Вспомним, что еще мифы Древней Греции прогнозируют смену веков. С окончанием каждого из них человечество ожидает конец света и новое возрождение. У такой истории нет движения вперед. Она ограничивается границей сменяющих друг друга циклов. Подобный сценарий также характерен для традиций Востока. Там непрерывно появлялись большие империи, быстро развивались, а затем подвергались полному разрушению, затем возникали новые и т. д. Именно такие представления у футурологов, строящих свой прогноз. Они опираются на мнение Римского клуба, где современная экономика является главной угрозой цивилизации, то есть опасность представляет возрастающая экспансия потребительского общества, которая уничтожает экологию планеты. Предотвратить будущие катастрофы, по словам футуристов, поможет так называемый «нулевой прирост»: человечество должно резко ограничить свои потребности. Очевидно, что выполнение этой программы в наши дни просто невозможно.

Такую идеологию проповедуют экофашисты, которые планируют насильно ввести границы для развития новых технологий.

Флехтхейм в свое время предложил собственный выход из тупика. То есть циклическое понимание истории. Напомним, что предшественником Флехтхейма был Шпенглер, рассматривающий историю как сумму культур, которые поэтапно проходят возникновение, пик расцвета и гибель.

Всем известна фраза: «В истории нет сослагательного наклонения», которая предполагает зафиксированные события. Но смысл футурологии заключается именно в различных вариантах возможного. Действительно, тщательный анализ будущего несет в себе ориентиры для субъектов истории.

История и футурология соединяются в известной теореме Томаса — «если человек определит обстоятельства как настоящие, они станут такими впоследствии».

Сейчас преобладает футурология линейного направления. Этому в немалой степени способствует традиция и ее нельзя нарушить, чтобы не причинить вред прогрессивному толкованию развития цивилизации. Чтобы получить множество прогнозов, нужно выдвинуть альтернативы современной философии истории.