Фрески Джотто в капелле Скровеньи: очарование раннего Возрождения

В течение XIV в. во главе Падуи стоял дом Каррара, отстаивавший Падую от Генриха VII. 1300 год римский папа объявил юбилейным, – везде в честь этого года стали строиться новые католические храмы. К тому времени Падуя стала влиятельной и в 1303 г. влиятельный гражданин Энрико Скровеньи смог поручить Джотто роспись родовой капеллы. Ее строительство было также приурочено к юбилейному году (капелла строилась с 1300 по 1303 годы, была освящена, затем с 1303 по 1305 годы ее стены были расписаны Джотто, и в 1305 году она открылась).

Фрески Джотто – это 54 росписи на трех ярусах, выполненные по сюжетам Евангелия и апокрифов. Соблюдено правило единства времени и места, – то есть фреска изображает одну сцену, один сюжет и закончена сама по себе. Цветовая гамма росписей – светлая, часто используются лазурный, белый, желтый цвета. Нужно отметить, что при создании росписей Джотто учитывал то, как они будут расположены: слева от центра капеллы перспектива фресок сдвинута вправо, и наоборот. Целью фресок является украшение , в те времена они широко использовались в храмовой живописи). Само здание, скорее всего, было изначально спланировано с учетом последующей росписи – все стены капеллы гладкие.

Фрески Джотто в капелле Скровеньи, без сомнения, относятся к проторенессансной живописи. Джотто является одним из самых знаменитых мастеров эпохи Проторенессанса, в своем творчестве он использовал новые решения, которые позднее использовались многими художниками Возрождения. Для живописи Проторенессанса характерно появление осязательности и материальной убедительности форм, оживленности и реалистичности вместо условности изображения. Именно эта осязательность и видна во фресках Джотто, персонажи, изображенные на фресках, материальны, это живые герои, на лицах которых отражены их чувства и эмоции.

К примеру, «Поцелуй Иуды». Фигура Христа находится в центре, слева к нему подходит Иуда и по знаку, данному предателем, – Христа могут арестовать. При рассмотрении лиц Иисуса и Иуды отдельно, можно заметить, что благодаря им сцена проникнута драматичностью, человечностью. Внимание зрителя привлекает не столько сюжет, сколько глубина чувств, отраженная в самой фреске. Обратим внимание на лицо Христа: черты его исключительно правильны, в чем-то ассоциирующиеся с античной скульптурой, красота лица, бесспорно, является классической. В то же время лицо не выглядит холодным или отрешенным. Само то, что Христос изображен в профиль, уже нетипично для Средневековья – в Средневековье было предпочтительней изображение лицом к зрителю. В лице Христа классическая, похожая на античную, красота соединяется с глубиной переживаний – это взаимодействие внешнего и внутреннего характерно для Возрождения. Композиция во фресках Джотто строится не столько на каноне, сколько на реальных отношениях между персонажами, упор делается именно на реалистичность, человечность и эмоциональность персонажей.

Во фреске «Тайная вечеря», во-первых, недостаточно (в отличие от большинства средневековых изображений) подчеркнуто главенство Христа, он не сильно выделяется среди апостолов. Также недостаточно отделен и предатель – Иуда. Главным для Джотто является не сам сюжет, не простое изображение конкретной сцены, а атмосфера, эмоции участников сцены. Тревожность сквозит в том, что апостолы говорят друг с другом, с волнением обсуждая предательство. Не резкие жесты «рассказывают» историю, не обособление отдельных персонажей или элементов – напротив, единство всех элементов произведения отражает общее настроение, смысл фрески.

Еще одно новшество Джотто – появление в изображении пространства. Для Раннего Средневековья характерно двумерное изображение, а в работах Джотто появляется глубина, объем. Фигуры во фресках Джотто стоят на земле, в то время как для Средневековья характерно изображение фигур приподнятыми над землей. Появление пространства, плавность линий, реалистичность изображения – все новые элементы Возрождения существуют во фресках Джотто, делая произведение гармоничным и позволяют отнести эту работу уже к Эпохе Возрождения.