Итальянский футуризм: эстетическая война или война эстетики

итальянский футуризм

Итальянский футуризм начался с манифеста во французской газете «Ле Фигаро». Автор Филиппо Томмазо Маринетти хоть и был итальянцем по происхождению, вырос во франкоязычном пространстве. В ранний период своего творчества он даже разговаривал с характерным акцентом, ведь французский — его второй родной язык.

Футуризм начинается со скандала, отрицания всего классического и академического. Во многом это можно назвать контрреакцией на декаданс, романтику, чувственность, «Лунный свет» Габриэле д’Аннунцио и подобные сборки. Однако футуристы понимали, что конец XIX — начало XX век принес ряд технологических изобретений, расширив тем самым восприятие и изменив взгляд на действительность. Наступила эпоха электроэнергии, бронированных поездов, пушек, научно-технической революции — и на все эти новейшие феномены нужно было соответствующим образом реагировать.

Начав со скандала, футуристы несут в массы свои идеи в виде двух самых распространенных форм: манифеста (как отдельного литературного жанра) и драки. Последнее оказалось особенно популярным: писатели того времени приходили на поэтические собрания, переворачивали столы, ломали мебель и читали свои произведения.

Неотъемлемой составляющей футуризма является энергетика бунта, что хорошо видно из итальянской живописи первой трети ХХ века. Главной картиной этого периода является «Восстание» Луиджи Руссоло (1911). В 1910-е футуризм еще не примыкает окончательно к определенному политическому полюсу — реакционным или, наоборот, левацким течениям, хотя в нем уже слышались нотки левой идеологии.

Возрождение через войну

Футуристам присущи милитаристские мятежные формы образности. Представители этого направления тяготеют не к глубинности, а к мощному формотворчеству и стилю массовой пропаганды, который позже использовали коммунистические и большевистские партии.

Эстетизирование техники становится краеугольным признаком футуристической философии. Примером этого является картина «Бронепоезд» Джино Северини — цветовое сочетание острых линий и светлой тональности, выражающей политику социального оптимизма. Футуристы понимали, что перед ними стоит огромная задача: построить новую вдохновенную Италию, которая возродит себя в пределах бывшей Римской Империи. Отсюда — идея прославления техники с исключительно милитаристским назначением.

Футуристы декларируют свою приверженность войне и пропагандируют политику милитаризма не только на бумаге или благодаря художественным перформансам, но и на практике. Маринетти, понимая необходимость перехода от декаданса к техногенному оптимизму, бросает свое состояние и отправляется на фронт. Он участвует в итальяно-турецкой войне в качестве военного корреспондента, а также пишет книгу «Битва при Триполи» о природе боевых действий и обновленной войне. События этой войны помогли Италии частично отойти после феодального застоя и осуществить успешную операцию на территории северной Африки.

Бальбо и трансатлантические самолёты
«Бальбо и трансатлантические самолёты», Жакомо Балла (1931)

Одной из причин подъема футуризма было глубокое разочарование итальянцев в идеях Возрождения. На политической карте Европы Италия появляется в 1861 году, но люди, несмотря на героическое прошлое страны, ожидали другой, большой Италии. Футуристы понимают, что упадок является удобной возможностью перезагрузиться и начать строить новую страну — прогрессивную и новаторскую. Поэтому в футуристических картинах видны необычные сюжетно-тематические элементы: драки, восстания, техника, оптимистическая тональность, ярко-красный цвет, доминирование острых линий и обыгрывание темы света — все это составляет культуру футуризма.

Человек-машина

Маринетти развивает идею превращения человека из сверхчувствительного существа в механизированного, но сильного и направленного в будущее. Собственно, это первая четко сформулированная концепция киборга, о которой он говорит на страницах своего романа «Футурист Мафарка». В этом образе предстает ницшеанский сверхчеловек с вкраплениями технических достижений. Он летает на железных крыльях, берет в руки гранаты, поднимается в небо и забрасывает взрывчаткой ненавистную Австро-Венгрию, в частности Вену. Почему именно Вену? Потому что долгое время северная Италия была порабощена Австро-Венгрией. Итальянцы излучали генетическую ненависть к австрийцам, и эти настроения просачиваются как в поэзии и романистике, так и в других проявлениях футуристического искусства.

Летатлин
«Летатлин» в Третьяковской галерее

Образ крылатого человека тождественен вертолету, спроектированному Владимиром Татлином — советским футуристом, который любил Украину. Покинув Россию, он переехал в Харьков, где изучал феномен украинской народной музыки и самостоятельно изготавливал кобзы и бандуры. Кроме того, Татлин спроектировал агрегат, который должен был поднимать человека в небо, и дал ему имя «Летатлин», соединив слова «летать» и «Татлин».

Начало электронной музыки

В это же время итальянский художник Луиджи Руссоло придумывает свето-звуковое устройство сонохроматоскоп. Поняв, что футуристический эксперимент не может исчерпываться живописью, он обращается к сфере аудиального и пишет «Манифест футуристической музыки».

Искусство Шумов
«Искусство Шумов» Руссоло

Предшественники Руссоло в своих размышлениях о необходимости изменений в искусстве не отказывались от музыкальных инструментов, однако идеи Руссоло значительно более радикальные. Он развивает теорию шумофонии, чтобы воспроизводить «музыку» войны, техники и прогресса. По сути, шумовые модуляторы гримач, скрипун, ревун и хрустун были призваны реконструировать звуки промышленных объектов. Это можно назвать отправной точкой создания электронной музыки.

Фашизм как футуризм

Футуристы пытались жить так, как было написано в манифестах. Они стояли у истоков итальянских фашистов и не боялись ехать на фронт. Однако для футуристов фашизм означал прежде всего идею построения сверхдержавы технического, машинного типа, а не порабощения других народов. Образ такого государства просочился в фашистские документы именно из футуристических деклараций, поэзии и картин.

Итальянский бомбардировщик
«Итальянский бомбардировщик преследует торпедный катер» Гульельмо Сансони «Тато» (1941)

Футуризм условно разделяют на два основных этапа. Первый футуризм — деструктивный, разрушительный и хаотичный. Он имеет абстрактный характер и является реакцией на переосмысление времени, динамики и скорости. Второй футуризм выбирает курс на слияние с режимом, политику конструктивизма и построение нового государства. В это время футуристы уже поглощены фашистским режимом, и их основной задачей становится сеять в сердцах рядовых итальянцев дух и веру в социальный оптимизм и победу новой Италии.

Футуристический театр

В 20-е годы самолет становится символом стремительного прогресса и важной составляющей футуристических экспериментов. Художники смело поднимаются в воздух и смотрят на землю с другой перспективы. Так начинается эпоха футуристического театра аэропитуре. Фидель Асаи, автор картины «Аэроперспектива» (1926), пишет манифест, в котором утверждает, что в футуристическом театре отсутствуют люди в чистом виде, а самолет становится продолжением нашего тела. Полет для художников этого времени является формой художественного выражения. Асаи, лежа на траве, наблюдает за пируэтами самолетов, после чего составляет таблицу с «переводом» поворотов крыльев на понятном для зрителей языке. Петля — радость; длительный спуск при падении — ностальгия; очередность взмаха левого и правого крыла — азарт, игривость; бочка — непереносимость, раздражение. Эта азбука помогала зрителю понять актера, сидевшего за штурвалом самолета и воспроизводящего действо.

Муза Муссолини

Сквозной фигурой футуристического искусства является Бенито Муссолини. Сначала, в 1914 году, это был не возвышенный строитель империи нового типа, а только человек, отколовшийся от социалистической партии и благодаря футуристам собравшим вокруг себя молодежь.

Однако ситуация быстро меняется, и вскоре Муссолини становится символом новой эпохи. В шедевре аэропитуре художника Гауро Абрози «Аэропортрет» (1930) на город Рим наложены контуры лица Муссолини. А на картине «Я, Дуче» Алессандро Брушетти изображен уже не просто лидер фронтовой молодежи, а настоящий император, который взял на себя обязанность возродить имперскую Италию. Чем это закончилось, все знают.

Итоги

Марчелло Пьячентини

Чтобы понять, что такое итальянский футуризм, достаточно взглянуть на здание квадратного Колизея, созданного по приказу Муссолини архитектором Марчелло Пьячентини. Квадратный Колизей — это сочетание классических геометрических пропорций с детализацией и четкостью форм. Несмотря на откровенную механичность, это здание не лишено изящества и признаков классического искусства. Так же итальянский футуризм под эпатажной поверхностью прячет глубокую тоску по прошлому.

  • Поделиться:
Читайте также:
  • Альбер Камю. Между да и нет
    Перевод Норы Галь (1974 г.). Воспроизводится по тексту: Камю А. Изнанка и лицо. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. -...
  • В контексте вечности…
    Лауреатом Волошинской премии за 2017 год стала Светлана Кекова с книгой «Нездешний гость». Учитывая то, что Светлана Васильевна в принципе...
  • Безыдейная реальность
    У Шопенгауэра мир – это воля и представление, в отношении человека к миру выстраивается и его восприятие. По большому счету в мире...