Ключевые особенности культуры Западной Европы XII–XIV веков

XII – XIV века принадлежат к периоду высокого Средневековья. Эти века – эпоха столкновений разных стилей в искусстве: если в XII веке в искусстве еще продолжал существовать и романский стиль, то век XIII уже является периодом высокой готики. В XIV же веке в Италии уже начался Проторенессанс – треченто, и именно тогда творили величайшие мастера – Данте, Джотто, Дуччо. Но можно говорить по порядку.

Готические храмы: стремление к небесам

В готике главенствует архитектура. Готическое искусство зародилось во Франции, и хоть художники Возрождения и назвали этот стиль «в честь» племен готов – варваров, подчеркивая свое отношение к «безобразному искусству темной эпохи Средневековья», готический стиль, напротив, является воздушным, изящным, прекрасным. Романские храмы ассоциируются с чем-то монументальным и тяжеловесным. Готическое искусство тоже в основном затрагивает храмовую архитектуру, но здесь – такая легкость.

Готические храмы все являются детально проработанными, совершенными произведениями искусства. Несмотря на то, что основания и нижняя часть готических храмов выглядят не такими уж воздушными, арки с заостренным верхом, узкие и высокие окна сводят эту тяжесть на нет, а обилие декоративных элементов (скульптура, витражи, роза и прочие) только дополняет эту гармонично-изящную картину.

Храмы строились в первую очередь для Бога, поэтому и создавались такими прекрасными, но у храмовой архитектуры была и другая задача – воздействовать на верующих. В эпоху Средневековья церковь была очень влиятельна, и для поддержания своего влияния она могла опираться лишь на верующих (были часты столкновения пап и монархов, поэтому обе стороны стремились упрочить положение в народе). И то ощущение, которое появляется даже у людей XXI века – ощущение трепета, завороженности гармонией – конечно, у средневекового человека это ощущение было еще сильней.

Готическое искусство: не только архитектура

В эпоху готики сильно развивалась книжная миниатюра. Высшего расцвета этот стиль в миниатюре достиг во Франции в XIII-XIV веках, и это искусство уже являлось более светским. Париж стал центром книжной иллюстрации. Главными центрами итальянской книжной миниатюры были Милан и Павия. Фон миниатюры был плотным, мерцающим благодаря обработке золотом, на фоне в овальных или круглых рамках прорисовывались фигуры. В XIII веке миниатюра испытала влияние готики, это выражалось в том, что в иллюстрации использовались элементы готической архитектуры: розы, пинакли, арки. Каждое изображение отличается композиционным единством. Книжные миниатюры, естественно, сопровождались красиво написанным текстом и превосходно дополняли его.

Скульптура прекрасно дополняла храмы. Основным типом скульптуры была стауя, ими декорировали стены храмов – Шартрского, Реймского соборов. Статуи воспринимаются как часть одной композиции. Сюжеты диктовала церковь, и они должны были быть основаны на канонах христианства. Пропорции скульптур несколько удлиненные, они как бы подчеркивают устремленность ввысь готического храма, сливаясь с его стенами. Черты лица готических фигур становятся индивидуальными, они выражают эмоции, фигуры взаимодействуют друг с другом.

Предвозрождение: новый тип мышления

Готический стиль развивался и в Англии, и во Франции, и в Италии, и в Германии, – он затронул всю Западную Европу. Однако в Италии в XIV веке наблюдается новое явление: начинается треченто, или Проторенессанс.

Проторенессанс и Возрождение характеризуются переходом к новой форме мышления. В творчестве мастеров Возрождения человек, стыдливое, скромное существо, обретает гордость, которая была так важна в Античности. Творцы уже в XIV веке больше обращают внимание на телесную красоту и совершенство человека, на его ум, силу, гармонию духовного и телесного в нем. Конечно, в эпоху треченто все это лишь начинает появляться, можно сказать, что готическое, даже еще и романское искусство сосуществовали с новыми тенденциями, были слиты с ними. И все же некоторые мастера были поистине реформаторами.

Джотто является родоначальником реалистического искусства Возрождения. Хоть содержание работ – религиозное, форма совершенно иная, чем раньше. Художник обращает внимание на красоту человеческого тела: Христос в его фресках выглядит человечным, похожим на совершенного человека из Античности. Джотто изображает своих героев эмоциональными, испытывающими чувства, в то время как для церковной росписи раньше считался главным сюжет «что изображено», а не насколько реалистично или эмоционально это написано. Картины Джотто являются глубокими, материальными, а не плоскими, не такими, глядя на которые, не ассоциируешь их с реальным миром. Идеал Джотто – по-видимому, совершенный морально и физически человек, а именно этот идеал и существовал уже у мастеров Возрождения. Искусство Джотто – ясное и простое, но оно наполняет зрителей верой в человека.

Другой известный художник Италии, Дуччо, не был таким реформатором, как Джотто. В своем произведении «Маэста» он, бесспорно, следует средневековому канону. Однако и Дуччо стремится к убедительности деталей (складки одежды, лица изображенных персонажей). «Маэста» к тому же выглядит очень ярко, красочно. Можно отметить и прорисованность лица младенца, реалистичность его изображения – ведь в Средневековье, особенно в ранний период, практиковалось более «взрослое» изображение Христа даже в образе младенца.

Подводя итог, можно утверждать, что даже в XIV веке лишь только шла подготовка к обновлению эстетического идеала, к появлению гуманизма и антропоцентризма Возрождения. В основном же XII – XIV века – это все еще века господства церкви, и это выразилось и в художественной культуре. Главный вид искусства – церковная архитектура (в этот период было построено очень много соборов), ей подчинена скульптура и в большей мере живопись. Однако, искусство этих веков Западной Европы не является «варварским», напротив, несмотря на строгую церковную тематику, оно производит впечатление воздушного, эстетически гармоничного.