Нидерландский живописец XVII века Ян ван Гойен

Ян ван Гойен — основатель школы реализма в пейзажной живописи в Голландии семнадцатого столетия. Ему очень нравилось изображать море и побережье различных водоемов. Он сознательно помещал горизонт ниже чем обычно писали другие живописцы, и от этого большое значение к картине приобретало небо и свет. Хотя при жизни Гойен был недооценен, но со времени импрессионизма его стали считать крупнейшим пейзажистом Голландии.

Ян ван Гойен появился на свет в Лейдене в 1596 г. Заметив старание мальчика в рисовании, отец отдает его учиться в художественную школу, а затем живописи по стеклу. Однако мальчик проявил характер и заявил родителям, что ему нравится рисовать масляными красками. Родители пошли навстречу его пожеланиям и отослали в Горн к известному в то время живописцу Виллему Герретцену. Подросток два года усердно и прилежно выполнял все задания и рекомендации мастера. После обучения он вернулся домой, неплохо рисовал и даже получал заказы от местных жителей. В 19 лет юноша побывал во многих крупных городах Франции. После путешествия, они вместе с отцом отправились в Харлем. Здесь отец представил своего сына знаменитому художнику Эсайасу ван де Велде и попросил взять его в ученики. Мастер благосклонно согласился и за год обучения Ян показал такие результаты, что многие поражались его способностям и безусловному таланту.

В 1631 г. Гойен обосновался в Гааге, где и скончался в 1656 г.

Гойен любил изображать спокойный пейзаж, а на водной глади различные суда. В туманной дымке просвечивают храмы или какая-нибудь небольшая деревушка на пригорке. Мастер предпочитал делать зарисовки с натуры на заштрихованных темным мелом листах. Их можно было недорого приобрести в специальных магазинах и спрос на них у любителей живописи был довольно большой.

Многочисленность и очень низкие цены на картины в этой стране, где они представляли собой просто товар, а также зависимость людей искусства от изменения цен на рынке, все чаще служили причиной того, что они старались найти какую-нибудь работу с более стабильным заработком .

Гойен был очень активным, он даже создал небольшую фирму по недвижимости: скупал, продавал или сдавал в аренду дома. Был организатором аукционов произведений искусства, реализовывал луковицы редких сортов тюльпанов, стоивших по 60 гульденов. Стоит особо подчеркнуть, что в это же время его пейзажи с большим трудом продавались по шесть. Ян делал замечательные эскизы по архитектуре домов, дизайну внутренних интерьеров и т.д. Он действительно имел разносторонний талант, но приходилось заниматься коммерцией.

Однако и коммерческая жилка в его характере не принесла Гойену благосостояния, и после его кончины, кредиторы с трудом продавали его имущество через аукцион, так и не собрав нужной суммы. Его три великолепных пейзажа ушли с молотка за сорок гульденов.

Художник часто выезжал в разные районы по коммерческим делам, но путешествуя, всегда брал с собой все инструменты для занятий живописью. Сидя в каком-нибудь экипаже, запряженном лошадьми, который неспешно двигался по сельским дорогам, Гойен с удовольствием делал наброски в так называемый «дорожный альбом». В музеях хранятся 4 таких альбома и около тысячи листов с зарисовками и неоконченными этюдами.

Первые работы Гойена можно даже назвать подражанием Э. ван де Велде. Это небольшие бытовые сценки из жизни и нехитрый сельский пейзаж. Как пример его картина «Паром». Но произведения художника, созданные им в 1630-1640-х годах — это картины мастера-пейзажиста, который имеет собственный стиль. В «Пейзаже с крестьянской хижиной» мы видим новаторский прием Гойена: композиция по диагонали, интересно чередуются полосы света и тени, необычное решение цвета.

Остановимся у картины «Пейзаж с дубом», изображающей старый дуб около сельского домика и уставшие путники, тихо и уныло бредущие по деревенскому бездорожью. Эти полотна рисуют обычную жизнь, но возможно поэтому открывают нам новый этап в живописи. Это не роскошная зелень, не восхитительный закат или привлекающий взор горный массив в дымке. Это конкретный сюжет, он усилен тем, что все это не романтично, а вещественно, осязаемо. И даже безупречный тональный колорит картины, создающий небывалое ощущение единой воздушной среды не воспринимается нами, как нечто особенное.

Интересно отметить, что в этих работах есть ошибки, которые при более скрупулезном рассмотрении произведения, становятся очень показательными. Видно, что автор хочет показать, как падает на землю свет от солнца. Присмотритесь внимательнее и вы обнаружите, что здесь есть контраст участков, освещенных и неосвещенных, есть тень, а вот самого света от падающих на землю лучей нет.

Проживая в Гааге Гойен переходит на морские темы («Парусная лодка»). Часто это широкое устье реки, а на горизонте гавань и корабли: «Вид на Веере…»…

Есть несколько изумительных панорам побережья рек: «Вид вдаль», «Дали», а также некоторых городов: «Вид Неймегена»…

«Вид реки Ваал…» — это пейзаж, который словно предстает перед изумленным взором путешественника. Вольготно раскинувшаяся равнина, медленное умиротворенное течение реки, что-то неспешно делают рыбаки у воды, коровы, пришедшие на водопой. Заброшенная крепость, окруженная высокой дубравой, и бескрайнее бирюзово-голубоватое небо с белесыми облаками. Как и во многих других произведениях линия горизонта неестественно опущена, чтобы добиться более объемного звучания предметов и небосвода. Возникает ощущение, что художник использовал в своей палитре пару приглушенных тонов. Они неопределенны, но эта скромная гамма отражает богатство мельчайших оттенков, переходов от одного тона к другому.

Живописец умело рассчитывает перспективу и тем самым создает иллюзию глубины пространства. Стоя у полотна художника, словно ощущаешь плотность влажной атмосферы. До края равнины лишь несколько деревьев, окружающих фермы. Практически нет других предметов, на которых можно остановить взгляд. За молоком густого тумана, горизонт уходит в бесконечность. Длинные тонкие облака словно сотканы мастерицей из нитей серебра. Кажется, если постоять не шелохнувшись хотя бы пару минут, то можно расслышать в этой ночной тишине смутный шепот жизни, то что вначале казалось просто безмолвием.

У мастера был свой режим работы. Вначале он расписывал полотно многими красками, а затем разбрасывал на заднем плане темные пятна, обозначающие жилье сельских жителей… Взгляд талантливого живописца в хаосе разноцветья искал образы… и рисунок обретал безукоризненную законченность.

Гойен — великолепный мастер зимнего пейзажа. В 1640-е годы аналогичные полотна создавались как вид какого-либо города, на переднем плане изображена река, скованная льдом: «Зимний пейзаж»…

Одна картина из этой серии называется «Конькобежцы». Она выполнена в мельчайших нюансах серебряного и серого тона. Идет мелкий снежок и фигуры почти неразличимы. В глаза бросается только красное пятно — плащ человека. Небосвод со множеством облаков на горизонте незаметно переходит в ледяное покрытие реки. Лед создает впечатление безграничности. Это произведение мастера можно считать образцом тональной живописи.

Совсем по-другому художник пишет «Зимний вид в окрестностях Гааги». Это новаторство в творчестве Гойена, да и всей голландской живописи: противопоставление светлого и темного плана.

С годами Гойен все чаще использует светлую палитру. Это «Голландский пейзаж». Он показывает в этих полотнах непревзойденный дар колориста и великолепное умение показать воздушную перспективу. Небольшой уголок природы, которую изображает мастер, мы воспринимаем как частицу огромного мира, созданного словно из единого вещества,находящегося в постоянном движении.

  • Поделиться:
Читайте также: