От «Бунта 14» до Товарищества передвижных художественных выставок

Русские художники

Академия Художеств в I половине XIX века воспитала целый ряд выдающихся мастеров. Вместе с тем уже устоявшаяся система образования стала неактуальной и устаревшей. В сложившийся иерархии жанров, где высшим считался исторический жанр, преобладало обращение к библейским сюжетам и копированию. В 1863 году выпускникам была дана тема германо-скандинавского сюжета про пир в Валгалле. Так как в этот период времени в обществе назревали идеи обсуждения проблем простого народа, тема дипломной работы показалась выпускникам далекой от жизни, и 14 самых перспективных художников отказались от конкурса на Большую Золотую медаль и вышли в звание свободных художников.

После выхода из Академии группа, возглавляемая Иваном Николаевичем Крамским образовала первое творческое объединение в истории русского искусства — Питербургскую Артель Художников. Главным и основополагающим отличаем от Академической системы была направленность на народ и реализм, вместо библейских и мифологических сюжетов. Но постепенно, из-за финансовых сложностей и недопонимания между членами Артели сообщество пришло в упадок и распалось.

Однако, через 7 лет после распада Артели в 1870 году Крамской вместе с Мясоедовым, Перовым и Саврасовым разработали устав нового объединения, которому было суждено просуществовать полвека – Товарищества передвижных художественных выставок. Картины несли просветительский характер и показывали истинную жизнь русского народа, его историю и природу родных мест. Ежегодные выставки перевозились из Петербурга в Москву, Киев, Харьков и другие города.

Многие аналитики считали, что судьба всего сообщества во многом будет зависеть от успеха первой выставки, и они оказались правы. Выставка 1871 года произвела необычайный для того времени фурор и обеспечила популярность многим, тогда еще неизвестным художникам. Рекордно низкое число представленных работ – 47 полотен от 16 авторов – значительно отличало выставку от академических выставок и парижских салонов, где количество произведений поров превышало тысячу. Каждое полотно имело невероятную художественную ценность, и еще до начала работы экспозиции половина работ была уже раскуплена, что принесло авторам еще и коммерческий успех, который так редко встречался художниками. Во многом именно финансовые средства посодействовали дальнейшем развитию товарищества.

За свою существование Товарищество провело 47 выставок, которые подарили нам много шедевров русской живописи и графики, но уже в 10-х годах XX века сообщество стало терять свое влияние. Передвижники стали устоявшейся классикой, против которой они же бунтовали в 63 году. Общество изжило себя, а перспективные и модернистски настроенные художники выбирали другие группировки; также, идейная часть сообщества потеряла свою значимость и актуальность. Именно по этим причинам в 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок перестало существовать.