Тайна «Неравного брака» В.В. Пукирева

Неравный брак

Есть картины, которые производят впечатления спокойствия, умиротворения, радости и счастья. А есть и другие, от которых веет тоской и безысходностью. Необыкновенно гнетущее впечатление производит картина русского художника В.В. Пукирева «Неравный брак».

В свое время, когда полотно впервые появилось на выставке, оно произвело сильное впечатление на публику. Сюжет обнажил острую проблему тогдашнего общества. Многие обедневшие дворяне не могли устроить судьбы своих дочерей, обеспечив им достойное приданое. Поэтому приходилось выдавать молодых девиц замуж за состоятельных стариков, тем самым обеспечив им безбедную жизнь. Однако для молодой девушки это событие поистине становилось жизненной трагедией, особенно если у нее уже был любимый.

Сюжет картины появился неслучайно. У него есть своя предыстория. Друг художника Сергей Варенцов был влюблен в девушку из небогатой дворянской семьи, Софью Рыбникову, и собирался на ней жениться. Однако родители девушки решили иначе: нашли ей богатого пожилого жениха, одного из богатейших купцов Андрея Александровича Корзинкина, который по иронии судьбы оказался близким родственником Варенцова. А сам молодой человек стал свидетелем на свадьбе.

Сюжет картины рассказывает о моменте венчания пары в церкви. Пожилой жених высокомерно и с неодобрением посматривает на юную невесту. Девушка обреченно склонила голову. Кажется, вот-вот из прекрасных глаз девушки польются слезы. От образа ее веет обреченностью и безысходностью. На картине изображены и второстепенные персонажи, которые рассказывают целую историю о происходящем. На заднем плане, между священником и пожилым женихом выглядывает старуха. Весь ее взгляд рассказывает целую жизненную драму. Вполне вероятно, образ старухи показывает будущее молодой невесты. Скорее всего, это предыдущая жена купца, которая уже стара и списана со счетов. Образ ее написан не четко и поэтому весьма символичен.

По выражению лиц присутствующих можно понять, что выгоду от этой сделки получат многие, то есть девушку практически принесли в жертву ради какой-то выгодной сделки.

За спиной невесты изображен молодой человек со скрещенными на груди руками. Это бывший жених, который также обреченно смотрит не венчающуюся пару. Этот образ Пукирев сначала писал со своего друга Сергея Варенцова. Однако, тот высказал недовольство. Он не хотел, чтобы личная трагедия его жизни приобрела публичность. Тогда художник переписал образ, изобразив свой автопортрет в образе шафера. Притом, что в его жизни случилась подобная же история. Он страстно любил сестру Сергея, Прасковью Варенцову. Однако родители насильно выдали ее замуж за богатого старика. Именно ее образ запечатлен на полотне.

Художник написал картину спустя два года после произошедших событий. Чтобы залечить свои душевные раны художник покинул страну и уехал в путешествие по Европе. За создание этой картины Академия Художеств отметила вклад художника в развитие отечественного искусства.

А совсем недавно история любви художника получила удивительное продолжение. Искусствоведы обнаружили в тайных подвалах Третьяковки небольшой карандашный портрет пожилой женщины. Подпись на обороте гласила «Прасковья Матвеевна Варенцова». Этот эскиз работы художника Владимира Сухова отмечен датой 1907 года. То есть это портрет той, кто почти полвека назад явилась прообразом знаменитой картины. Судьба ее сложилась безрадостно: свои дни женщина закончила в богадельне.