Загадочный прометей живописи Джорджоне

Дата создания картин этого великого художника уже более пяти столетий является причиной нескончаемых диспутов историков искусства. Среди мастеров той далекой эпохи нет фигуры более загадочной и непонятной чем Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, который вошел в историю под кратким именем Джорджоне. В старинных архивах не обнаружено никаких писем или документов. А без архивной базы трудно судить о его мировоззрении, взглядах на искусство и пр. Весь арсенал искусствоведов состоит из малого количества неоспоримых фактов его биографии. Хотя даже они часто вызывают сомнения и споры. Из века в век передаются легенды о жизни этого талантливейшего живописца, которые обрастают все новыми красивыми, но вымышленными подробностями.

Каждая эпоха «изобретала» своего Джорджоне и отстаивала правильность именно своей трактовки биографии и творчества живописца. Известный историк Б. Бернсон, который посвятил исследованию и идентификации полотен мастера немало времени и сил, однажды сказал, что «каждый критик имеет своего собственного Джорджоне».

Предположительно Джорджо появился на свет в 1477/78 г. в маленьком городе Кастельфранко-Венето. Живописи учился у известного мастера Дж. Беллини. Жил в Венеции, расписывал фрески в церквях, писал полотна на религиозные и исторические темы. Получал много заказов на создание портретов. Умер в 32-летнем возрасте от свирепствовавшей во многих европейских странах чумы. После него в мастерской были обнаружено довольно много незаконченных работ, которые впоследствии дописывали его ученики. Вазари добавляет несколько нечетких штрихов к портрету Джорджоне. Никто не может подтвердить эти сведения, поскольку они собраны спустя три десятилетия после смерти живописца. Современники отзывались о нем, как о добром юноше. Говорили, что он «божественно» пел, бесподобно играл на лютне, был привлекателен внешне и любил женщин.

В наше время некоторые искусствоведы говорят всего о четырех, «более щедрые» остановились на четырех десятках. Есть полотна, которые назывались подлинниками Джорджоне, потом это опровергалось и так было не один раз. Лишь две работы мастера подписаны его современниками и подтверждают его авторство. В архивах найдено описание произведений художника, которое составил в 1525-43 годах известный коллекционер М. Микиель. Но в нем тоже не все ясно. Автором «Юдифи» долгое время считался Рафаэль, а полотна «Спящая Венера» — Тициан, который лишь завершил работу после кончины Джорджоне.

В 2016-м в Лондоне проходила выставка «Эпоха Джорджоне». Кураторы действительно постарались представить эпоху, в которой жил и творил живописец. В экспозиции полотна Джорджоне окружены творениями художников-современников. Это Джованни Беллини, Тициан, Л. Лотто, дель Пьомбо, Веккьо, Бордоне, Дж. Кариани, Альбрехт Дюрер (всего 50 картин). У посетителей была отличная возможность самим сравнить эти произведения, убедиться, насколько велико влияние Джорджоне на искусство Италии, сформировавшее целое поколение великолепных живописцев. На выставке не были представлены главные шедевры мастера. Некоторые очень хрупкие, чтобы выдержать длительное путешествие, другие представляют огромную ценность музеев, поэтому их никогда не одалживают для различных выставок. В залах экспонировались и так называемые «джорджонески» – полотна «под Джорджоне», которые приписываются живописцу, написаны в подражание, а также картины завершенные учениками и известными мастерами.

Джорджоне писал на разные темы. Но его новаторство воплотилось в портретах и полотнах на тему мифов Древней Греции. Заказчиками были интеллектуалы-гуманисты. В этих картинах мастер показал технику станковой росписи, которая уводила живопись в иную плоскость. Пейзаж, который в XV столетии служил только фоном, Джорджоне сделал центром картины. В его картинах природа обрела материальность… Эта гармония и ритм «природа – человек» ясно видны в самой знаменитой картине мастера – «Спящей Венере». На полотнах материя и воздушное пространство – единое целое. Единство тонов, незаметный переход света в тень и наоборот, богатство оттенков – эта система, которую разработал Джорджоне лежит в основе феномена живописи XVI века.

Удивляет, что имея огромный успех мастер, по свидетельству Вазари, был неуверенным в своем творчестве. Он очень критично относился к себе и своим работам. Возможно, что именно эта черта придала ему такую силу, что его полотна до сих пор поражают и вызывают искренний восторг у всех, кто хоть раз увидел его полотна.

Поэт Габриеле Д’Аннунцио писал: «…все искусство в Венеции развилось благодаря его гению, у него Тициан позаимствовал огонь. Все творения Джорджоне — апофеоз огня. Он по праву заслужил прозвище «Прометей».

Жизнь величайшего живописца трагически оборвалась на о. Лазаретто, который в Средневековье служил местом карантина во время эпидемии чумы. поразившей многие европейские страны. Весь остров состоял из бараков. Отсюда произошел термин «лазарет».