О феномене итальянской литературы

Читая роман Умберто Эко, просматривая экранизацию романа «Шелк» Алессандро Барикко в главной роли с Кирой Найтли или листая страницы «Гоморры» Роберто Савиано, многие задавали себе вопрос: а почему известных имен в современной итальянской литературе можно пересчитать по пальцам одной руки? И проблема не в количестве переводимого итальянского нарратива, который попадает на российский книжный рынок. Современный итальянский литературный процесс несколько напоминает спящий вулкан Везувий.

Италия как своеобразный культурный перекресток. Адриатика на восточном побережье Италии отделяет западную Европу от восточной, а Ионийское море на юге служит определенным форпостом между арабским и европейским миром. В свое время такое географическое положение и взаимопроникновение разнородных реалий стало причиной расцвета итальянского искусства в целом и литературы в частности. Сегодня эта конденсация культур и традиций является причиной постоянного стресса, в котором находится итальянское общество. Лодки с эмигрантами, которые тонут в Ионийском море, кебаб вместо пиццы и поляки, которые готовят эспрессо. Идентичность Италии размывается, тонет, как те надувные лодки под волнами массовой культуры, где каждая третья итальянка мечтает танцевать в купальнике в любой программе на телевидении, а чтение газет и посредственных журналистских бестселлеров в поисках выхода из любого кризиса: экономического, любовного, личностного, заменяет художественную литературу. Старое поколение изживает себя и не спешит уступать место новому, которое в свою очередь разъехалось по Европе в поисках рабочих мест. Так живет современная Италия, а литература как чувствительный радар как может так и реагирует на подземные толчки в условиях обострения стрессовой ситуации.

Ежегодный список прозаиков-сейсмологов, которые зондируют литературные территории определяет престижная литературная премия Италии — «Стрега». Премия «Стрега» основана в 1947 г. владельцами литературного салона Марией и Гоффредо Беллончи при содействии Гвидо Альберти, директора издательского дома «Ликуоре Стрега». Вручается ежегодно в первый четверг июля. В жюри входят в среднем 400 представителей различных сфер культуры, которые выбирают шортлист, а потом уже и победителя. Финалистами считают пятерку авторов, набравших наивысший балл. В свое время лауреатами премии «Стрега» стали Альберто Моравиа (1952) с рассказами, Эльза Моранте (1957) с романом «Остров Артура», Буццати (1958) со своими «60 рассказов», Джузеппе Томмази ди Лампедуза (1959) с «Леопардом», по которым Лукино Висконти снял культовую ленту в главных ролях с молодым Аленом Делоном и Клаудией Кардинале. В 1980 премию «Стрега» получает Умберто Эко с дебютным «Имя розы».

Двухтысячные заявляют о таких именах как Маргарет Мадзантини «Не уходи» (2002), по которому ее муж Серджо Кастеллито снял одноименную ленту в главной роли с Пенелопой Крус, Никколо Амманити «Как прикажет Бог» (2007), которого россияне знают по роману «Я не боюсь», перевод на русский выходил в издательстве «Иностранка». Оба романа были экранизированы режиссером Габриэле Сальваторес, Паоло Джордано, гениальный физик-писатель с дебютом «Одиночество простых чисел» (2008), которая известна по российскому изданию «РИПОЛ КЛАССИК» и экранизации режиссера Саверио Костанцо.

Сейчас жюри, которых еще называют «воскресные друзья» (amici della domenica), предпочитают более социальные романы, которые буквально кричат о проблемах итальянского общества. В 2014 г.  это Франческо Пикколо сценарист фильмов «У нас есть папа» (реж. Нанни Моретти), «Человеческий капитал», (реж. Фабрицио Бентивольо) проводит главного героя романа «Хочу быть таким, как все», через маленькие и большие трагедии: будничные и глобальные, внутреннюю и внешнюю Италию.

В 2015 г.  победитель, автор Никола Ладжойя, в центре своего романа «Ярость» показывает аристократическую семью Сальвелини, которая не в состоянии пережить потерю третьего ребенка, дочери Клары и медленно опускается на самое дно, теряя свое влияние в бизнесе, политических и академических кругах Италии. Такие себе «Будденброки» Томаса Манна со своими скелетами в шкафу. Сюжет романа в частности строится на реконструкции последних лет жизни погибшей Клары, которые исследует ее младший брат Микеле. Собственно, из-за специфических отношений с сестрой Микеле бросает Бари и переезжает в Рим, чтобы попробовать себя на журналистском поприще, и вернется домой только после ее гибели, став свидетелем краха экономической империи семьи.

Кажется, что интеллектуальная Италия сигнализирует о потенциальном моральном крахе своего общества и если в своем последнем романе «Номер ноль» мэтр Умберто Эко с грустью говорил об этих вещах, пытаясь вывести формулу существования в итальянском мире, то молодое поколение только находится в состоянии вывода этого алгоритма.

Вторым финалистом премии стал сборник рассказов писателя с Триесты Мауро Ковачича «Невеста». Рассказ, который дал название сборнику повествует с выразительной жестокостью о путешествии автостопом женщины в свадебном платье сложными путями-артериями Турции. Российский читатель, а скорее зритель, знает Ковачича по экранизации его романа «Во имя твое» (название фильма «Пчелка») итальянской актрисой Валерией Голино («Человек дождя»«Фрида»), истории женщины, которая помогает умирать смертельно больным людям. Ковачича любит захватывать читателя своими размышлениями над жестокостью человеческого существования.

Третьим стал роман писательницы-призрака Елены Ферранте «История о пропавшей девочке». Елена Ферранте на сегодня является одной из самых интересных писательниц Италии. Ферранте  это псевдоним и угадать точно, кто за ним скрывается пытаются уже не один десяток лет. Писательница не ведет публичной жизни и свою славу, как часто бывает, получила сначала за пределами Италии, получив одобрительные рецензии от «The NewYorker и The Wall Street Journal»«История о пропавшей девочке»  четвертый и заключительный роман из цикла «Гениальная подруга», который рассказывает историю особой дружбы (без намека на лесбиянство) между двумя подругами на фоне истории Италии с 1954 года и до сих пор, в том числе города Неаполь. Реконструкция центрального железнодорожного вокзала, преступления каморры, студенческая революция 1968 г., героин, терроризм, первый компьютер, взрывы на Болонском вокзале, убийство Альдо Моро, коррумпированные политики и развитие итальянской феминистской мысли. И все это сквозь призму главной героини-писательницы, которая буквально проросла в свою лучшую гениальную подругу. Елена и Рафаэлла  располовиненный виконт Итало Кальвино, Фауст и Мефистофель Гете, Воланд и Мастер Булгакова.

Четвертым по количеству голосов стал молодой автор Фабио Дженовези с романом «Тот, кто посылает волны», он же и выиграл номинацию премии «Стрега» «Молодежь», которую вручают молодые читатели в возрасте от 16 до 18 лет из 44 школ, включая италоязычные школы за рубежом. Роман «Тот, кто посылает волны» о детях, которые пытаются несмотря на то, что жизнь поступит, как ей заблагорассудится, изменить эту необратимость. Отдельным героем выступает море, в котором эти волны и рождаются. Действие происходит в городе Версилия, в Тоскане, маленький рай, частично купленный россиянами-миллиардерами, с которыми по-своему борются местные жители.

Пятый финалист  Марко Сантагата с романом «Как влюбленная женщина» сделал ставку на классику и по-своему пересказал историю любви Данте к Беатриче и дальнейшее изгнание поэта. Само название взято с одной из песен «Чистилища» дантовской «Божественной комедии». Слабый, неуверенный в себе и противоречивый Данте предстает более чем в человеческом обличье перед читателями, в частности во время самого процесса написания текста «Божественной комедии». Конечно, фантазия об одном из величайших поэтов Италии не могла родиться так просто. Сантагата, преподаватель итальянской литературы, автор многочисленных статей о Данте и Вергилии, обладатель нескольких региональных литературных премий.

Спящие вулканы на то они и спящие чтобы просыпаться. Периодически просыпаются Этна и Стромболи, но Везувий остается самым известным и самым прекрасным вулканом континентальной Европы.

Фото: Robbie Fimmano