Реальность или Вымысел?

Ван Гог

Параноидная проза – термин, периодически используемый для описания книг, темы которых связаны с субъективной природой реальности и возможности манипуляции с ней со стороны власть имущих. Эти силы могут быть как внешними (тоталитарное правительство), так и внутренними (умственное расстройство или отказ от признания жестокости мира, в котором он или она живет).

В отличие от научной фантастики параноидная проза пишется так, что в какой-то степени подразумевается тот факт, что история может быть лишь иллюзией персонажа, в отличие от альтернативной истории или вымышленной вселенной.

История

Элементы параноидной прозы можно увидеть в произведениях, появившихся в конце XIX-начале XX вв. В некоторых романах Федора Достоевского присутствуют персонажи с психологическими проблемами или признаками паранойи, противостоящие мрачному окружению современной им России. В частности, Франц Кафка был известен своими невероятными рассказами, в которых он демонстрировал реальную жизнь, преувеличивая асбурдность поднимаемых тем. Так же Джордж Оруэлл писал свои антиутопические произведения, хоть и без преувеличения, для того, чтобы с разных точек зрения посмотреть на такие распространенные темы, как личность и ее желания.

Термин «параноидная проза» впервые был создан для обозначения поразительных и необычных произведений, как странных, а значит – выпадающих из области литературы. Однако, через несколько лет после Первой мировой войны модернисты начали исследовать необычные аспекты жизни в искусстве в ответ на темы смерти, фактически ставшие обыденными и сделавшие невозможным несерьезное отношение к графическим описания войны. Появившаяся в результате модернистская литература стала склоняться к исследованию смысла и объяснения реальности, смещая акцент с поступательной причинно-следственной структуры реалистической литературы к более сложному и бессвязному изображению реальности.

После Второй мировой войны абсурдисты пошли еще дальше и стали рассматривать эти популярные темы в сюрреалистичном и фантастическом окружении, делая обыденные идеи более выразительными и обособленными, что и привело к признанию жанра параноидной прозы.

Чаще всего праотцом современной параноидной прозы называют Филипа Дика. Его произведения были полны паранойи и галлюцинаций, у него были неожиданные видения, во время которых он видел места, где никогда не был, и события, в которых никогда не участвовал. Возможно, причиной тому была височная эпилепсия или чрезмерно бурное воображения. Эти видения были столь яркими, что Дик записывал их на бумаге, никогда не считая их лишь «умозрительными картинками», – таким образом, вырываясь за пределы традиционных взглядов.

Сюжеты большинства его книг начинаются в обычном окружении, не отмеченном какими-либо событиями, после чего – перерастают в сюрреализм, что помогает персонажам понять, что то, что они считали реальным, по факту было иллюзорным. Во всех своих книгах Дик устанавливает баланс между предполагаемыми особенностями научной фантастики и эксцентричными, странными элементами из собственного сознания. Одной из регулярных тем его творчества является то, как воспринимается реальность и как к ней относятся люди в зависимости от своего мировоззрения.

Характеристика

Чаще всего к параноидной прозе относят книги о спекуляциях и возможных заговорах, где речь идет от лица ненадежного рассказчика. Однако самым популярным типом параноидной прозы является та, где место действия кажется определенным и реальным, но при ближайшем рассмотрении оно на самом деле оказывается обманчивым и нарочно вводящим в заблуждение. В этих книгах могут подниматься вопросы реальности мира, в котором живут персонажи или может быть сделан акцент на разнице между выдуманным миром и реальным.

Параноидная проза часто пересекается с такими жанрами как антиутопия, научная фантастика и нуар-фильмы, заимствуя у него главные темы и художественные приемы. Однако, как правило, параноидная проза избегает подчеркнуто точных тем и мотивов в пользу аллегорий и неоднозначного символизма для подчеркивания сказочности и нереальной природы мира персонажей. К примеру, обычное антиутопическое произведение, как правило, рассказывает о механизмах и мотивах тоталитарного государства, неустанно следящего за своим народом, в то время как параноидная проза больше сосредоточена на воздействии государства на умственное и эмоциональное благосостояние его граждан, а также – его причастности к упадническим настроениям в обществе. Роман Джорджа Оруэлла «1984» описывает Партию как организацию, ломающую свободную волю как путем использования строго определенного языка и постоянной слежки, так и путем психологического насилия и искажения понятий человека о том, что такое хорошо и что такое плохо.

С увеличением доли «магического реализма» параноидная проза стала часто использовать приемы и архетипы из других жанров, в том числе – детективный стиль повествования, сюжетные повороты, философские темы, создающие сюрреалистический окрас и атмосферу страха и благоговейного ужаса. Сюжеты также становятся более причудливыми и иногда – футуристическими, чтобы подчеркнуть их преувеличенную абсурдность и нереальность, но нередко они могут содержать некую долю реализма для объяснения того, насколько кажущиеся нереалистичными (зачастую – пугающими) истории могут быть ближе к реальной жизни, чем кажется на первый взгляд.

Иногда параноидная проза может достаточно прозрачно, а нередко – и прямо говорить о том, что созданный мир является ложью или иллюзией. В этом случае сюжет крутится вокруг борьбы материального и духовного начал в персонаже, или, к примеру, реального мира, где они живут, против мира, в который они верят или хотят видеть. Таким образом, здесь причинами фантазий главного героя являются его внутренние желания, сомнения и подозрения. Такие произведения чаще ориентируются на индивидуума, чем на общество и режим.

Авторы: Уильям Бэрроуз, Филип Киндред Дик, Говард Филипс Лавкрафт, Франц Кафка, Томас Пинчон, Курт Воннегут, Хантер Стонтон Топмсон, Стивен Дональдсон, Роберт Антон Уилсон, Тревор Шейн, Эдвард Морган Форстер, Димитрис Лиакос «З-213: Выход», Иэн Бэнкс, Измаэль Рид, Мэтт Рафф, Джордж Оруэлл.

Фильмы: «12 обезьян», «Бегущий по лезвию», «Бразилия», «Жажда смерти», «Кома», «Бойцовский клуб», «Игра», «Малхолланд Драйв», «Остров», «Лестница Иакова», «Шоссе в никуда», «Жизнь Пи», «Матрица», «Мелвин идет на обед», «Голый завтрак», «Пи», «Детонатор», «Заключенный», «Машинист», «Остров проклятых», «Запрещенный прием», «Таксист», «Ванильное небо», «Видеодром».