Великий грузинский поэт Шота Руставели

Во всей мировой литературе найдется не более десятка книг, на долю которых выпала бы такая же всепоглощающая народная любовь, какая досталась гениальной поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» – недосягаемой вершине средневековой грузинской литературы. Однако о жизни создателя этого шедевра известно достаточно мало.

Что послужило тому причиной? В первую очередь – столетие господства монголов, огнем и мечом уничтожавших драгоценные памятники культуры, сохранявшиеся веками. Возможно, если бы не любовь грузинских образованных сословий к поэме «Витязь в тигровой шкуре», ее постигла бы та же участь, что и многие другие шедевры грузинской литературы и искусства, не дошедшие до наших дней и известные лишь по упоминаниям в тех или иных источниках. К тому же в немногих уцелевших летописях эпохи царицы Тамары о поэтической деятельности Руставели не упоминается — и это понятно: летописцы фиксировали события не культурного, а государственно-политического характера.

Неизвестна точно дата рождения поэта. Ее можно установить лишь приблизительно — между 1160 и 1166 гг. Не вполне достоверно и место рождения Руставели: так, Теймураз Багратиони утверждал, что Шота получил свою фамилию Руставели («из Рустави», характерная манера формирования в средневековой Грузии новых феодальных фамилий) как владетель города и крепости Рустави близ Тбилиси, однако современные ученые склоняются все же к тому, что родом поэт был из Месхети, где действительно есть свой собственный Рустави. Уроженцем Месхети его именуют и во многих продолжениях «Витязя в тигровой шкуре», написанных уже после смерти самого Руставели. Этой же точки зрения придерживался и поэт XVII в. Арчил Багратиони. В пользу «месхетской» версии, помимо прочего, говорит и тот факт, что на высокую должность, которую Руставели занимал при дворе, монархи традиционно назначали именно месхетских вельмож.

Образование Руставели получил в Грузии (по некоторым сведениям, он обучался в Кахети, в Икалтойской академии), позже, возможно, завершил его в Византии, в чем не было ничего необычного — в ту эпоху, на которую пришлась юность поэта, в Византию для обучения отправлялось множество молодых грузинских аристократов. В любом случае то, что образование поэта было блестящим, не вызывает сомнений — многие места из «Витязя» явно свидетельствуют о глубоких познаниях Руставели в арабском и персидском языках и литературе, о знакомстве с греческим и прекрасной осведомленности в античной поэзии и философии.

Вернувшись в Грузию, Руставели поступил на службу к царице Тамаре и впоследствии получил один из высочайших постов при дворе – вазира мечурчлетухуцеси, что примерно соответствует современной должности министра финансов. Однако Руставели был, видимо, не только политиком, государственным деятелем и царедворцем, – многие писатели последующих веков (особенно тот же Арчил Багратиони) упоминают о его будто бы участии и в войнах, которые вела царица Тамара против врагов Грузинского государства. При дворе Тамары Руставели создавал оды в честь царицы и другие поэтические произведения, а в 1205-1207 гг. завершил работу над «Витязем в тигровой шкуре».

Любопытно, что самый важный из фактов о Руставели получен из материалов, сохранившихся в иерусалимском Крестовом монастыре, построенном грузинами в городе, священном для всех христиан. Грузинские монархи и аристократы оказывали монастырю всестороннюю, особенно финансовую, поддержку, – и одним из тех, кто принимал участие в его украшении и обновлении, был и автор «Витязя в тигровой шкуре», на средства которого был расписан церковный купол. За эти заслуги его имя внесено в монастырскую летопись, из которой и стало известно, что великого грузинского поэта звали Шота (в поэме он называет себя лишь по фамилии Руставели), а на одной из монастырских колонн был написан его портрет. Предание гласит, что после смерти царицы Тамары престарелый поэт отправился в Крестовый монастырь, принял там постриг и скончался (дата его смерти — 1216 г. – так же условна, как и дата его рождения).

Здесь история Руставели переходит из фактической области в легендарную. Народная фантазия возмещала скудость исторических сведений о нем, и самая прекрасная из легенд, посвященных поэту, – предание о его великой и безнадежной любви к царице. К примеру, одна из легенд утверждает: митрополит Тимофей, видел в церкви Крестового монастыря могилу поэта и его изображение во власянице – поэт до конца своих дней молился за обожаемую им царицу. Другое предание, более романтичное и жестокое, рассказывает: поэт женился. А после свадьбы он получил от своей венценосной «прекрасной дамы» приказ перевести на грузинский язык рукопись, которую поднес ей в дар побежденный шах. Руставели выполнил просьбу, однако имел дерзость гордо отказаться от богатой награды. Спустя несколько дней, он был найден убитым и обезглавленным по тайному приказу разгневанной царицы. Немало легенд ходит и о том, что поэт действительно был убит – однако по приказу то ли ревнивого супруга Тамары, осетинского царевича Давида Сослана, то ли ее сына Георгия Лаша, которому неприятна была молва о страстном чувстве Руставели к его матери.

Разумеется, ни на какую историческую истину легенды не претендуют и не могут претендовать – зато они в полной мере свидетельствуют о небывалой популярности Руставели и его произведения в средневековой Грузии. Что же представляет собой поэма «Витязь в тигровой шкуре»? Что делает ее одним из величайших явлений не только в грузинской, но и в мировой средневековой литературе?

Во-первых, это произведение написано на стыке восточной и западной поэзии соответствующей эпохи. В поэзии восточной (к примеру, у Низами) фабула никогда не играла первостепенного значения, предпочтение отдавалось форме, а не содержанию, и несложный сюжет служил лишь поводом для создания многих тысяч прекрасных стихов, наполненных аллюзиями, образами и метафорами. Напротив, в западной средневековой поэзии (особенно в стихотворных рыцарских романах, близость к которым «Витязя» до сих пор изумляет литературоведов) форма полностью отступает перед содержанием, и сложный сюжет развивается в максимально энергичном темпе. У Руставели же стилистическая изощренность восточной поэзии, с ее лирическими отступлениями, явным авторским выражением собственного мнения по поводу происходящего и афористичностью, полностью сочетается с предельно динамичным сюжетом и увлекательностью повествования. Далее, сказочные, фольклорные мотивы в поэме Руставели сочетаются с авантюрно-приключенческими, а те – с лирическими, гуманистическими и даже философскими, христианское начало соседствует в ней с язычески-легендарным, а эпические картины – с тончайшими описаниями внутреннего мира человека. Но важнее всего то, что Шота Руставели создал гимн вечным человеческим ценностям – любви, дружбе, верности и благородству, а потому его гениальная поэма остается актуальной во все времена и у всех народов мира.