Астрология как самый древний пример веры в циклический характер социальных изменений

Цикличность

Самым древним примером веры в циклический характер социальных изменений является астрология, зато современная астрономия дает основания считать, что существуют большие космические циклы, которые в действительности воплощают философскую идею о бесконечности Вселенной. В частности, по последним данным астрономов гигантский взрыв, который случился приблизительно 15 млрд. лет назад, начал очередной цикл расширения Вселенной. В свое время опять наступит стадия сужения, что в конечном итоге приведет к очередному гигантскому взрыву. И цикл должен начаться опять. Этот феномен объясняет модель К. Геделя. В соответствии с его точкой зрения существование Вселенной состоит из бесконечной последовательности тождественных циклов. В каждый конкретный момент времени мир находится в состоянии, в котором он уже находился бесконечное количество раз. Поэтому каждый отдельный человек приобретает в таком мире бессмертие. Закончив свою жизнь, человек в следующем цикле эволюции мира рождается опять и повторяет свою предыдущую жизнь без любых изменений

Однако это представление противоречит многим религиозным учениям: от индусского виденья закона кармы до христианского учения. Возвращаясь к сугубо рациональному толкованию идеи циклов, отметим, что сама символика бесконечности в китайской традиции представлена, например, в виде змеи, которая схватила себя за хвост, ставит вопрос хронологических пределов развертывания разных циклов. Вообще следует сказать, что «точка отсчета» циклов пока что оказывается не выясненной и исчезает где-то в начальных циклах «до человеческой истории». Именно на этом этапе наиболее зримой была связь между человеческой историей и космическими циклами. Учитывая это, русский ученый А. Л. Чижевский ввел социум в космос, связав историю человечества с историей Вселенной. Благодаря этому, в частности, была выявлена корреляция между всемирно-историческим процессом и циклической деятельностью Солнца.

По данным многих современных астрономических наблюдений критические дни месячного календаря первый, четвертый, девятый, пятнадцатый, девятнадцатый, двадцать третий и двадцать шестой влияют на социальную жизнь, поскольку в эти моменты совпадают электромагнитные и гравитационные волны, которые идут от планет и больших спутников. Эти физические поля, которые несутся из космоса, накладываются друг на друга и именно этот волновой космический резонанс негативно влияет на общество. Конечно, Солнце непосредственно не вынуждает людей что-нибудь делать. До этого их побуждают социальные обстоятельства, но космические процессы становятся катализатором цепной реакции изменений, конкретный смысл которых к определенному моменту вызрел. Солнце выводит сложно напряженную социальную систему из состояния относительного равновесия, словно служит сигналом извне для переключения ее в другое качество, Установив здесь прямую связь, А. Л. Чижевский довел свою гипотезу на фактическом историческом материале, начиная с 500 г. до н. э. и до ХIХ века.

В то же время исследователь справедливо подчеркивал, что не каждый максимум солнечной активности безусловно стимулирует соответствующий максимум исторической активности. Для этого нужны имманентные социально-экономические, политические, социальнопсихологические предпосылки. Концепция А. Л. Чижевского дает объективные основания для использования достижений естественных наук с целью исследования социального развития. Решающее влияние солнечной деятельности на Землю изучается наукой уже свыше 150 лет. Например, цикличность солнечной активности открыто в 1841 г. (Г. Швабе), а солнечные вспышки — в 1859 г. (Р. Карингтон). Для деятельности Солнца характерные два главных момента: Солнце является источником энергетики земных процессов, существенно влияет на ход явлений в неживой природе и биосфере Земли (погодные явления, засухи, наводнения, сдвиги, эпидемии, и поэтому подобное). Во-вторых, для Солнца характерная цикличность его деятельности, влияния, которое создает объективную почву для прогнозирования большинства опасных природных и социально-политических явлений.

Причем цикличность солнечных процессов отражает не только закономерности собственно солнечных процессов, но и аккумулирует в себе общие космические факторы. По принципу индукции эти причины определяют часовую организацию процессов на Земле и вокруг нее. Совокупность выявленных солнечных ритмов включает ритмы с периодами от минут до сотен и тысяч лет. Изучением механизма влияния Солнца на общество занималось много исследователей, например В. И. Анучин, В. М. Бехтерев, М. Д. Кондратьев (Большие циклы конъюнктуры, 1928), П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский. В 2002 г. закончился 22-й цикл солнечной активности. По прогнозам ученых, 23-й цикл обещает быть аномально мощным.

Влияние солнечной активности на процесс этногенеза наиболее адекватно представлено в концепции Л. М. Гумилева. Он рассмотрел развитие этноса в трех экзистенциальных фазах цикла жизни: зарождения, расцвета, гибели. Биосоциальный механизм, связанный с генезисом этих процессов, фокусируется на идее пассионарности, то есть на феномене энергетического импульса, какой этнос получает в определенном временно-пространственном поле. Также циклический характер имеет психическое развитие человека. В частности, в психологической структуре деятельности попеременно актуализируются коммуникативный (усвоение заданий, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие эмоциональной сферы) и предметный (формирование операционных возможностей) планы.

  • Поделиться:
Читайте также: