Развитие теорий исторической социологии: социологическое мнение М. Вебера и Георга Зиммеля

Вебер

В постоянном диалоге с виденьем социальных процессов, которое было характерным для К. Маркса, развивал свое социологическое мнение М. Вебер. С точки зрения ведущего русского специалиста по творчеству М. Вебера — Ю. Давидова, немецкая историческая политэкономия превращается у него в историческую социологию. В свою очередь М. Вебер понимал социологию в первую очередь как анализ исторических проблем, а не как конструирование системы знания. Он рассматривал историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разных научных дисциплины, что должны игнорироваться. Поскольку констатирующим признаком социального есть субъективный смысл, М. Вебер назвал свою социологию понимающей. В частности, с помощью понятия «идеального типа» М. Вебер делал сопоставление эмпирических фактов социальноисторической действительности и идеальной сложности, а также разнообразие социальных явлений с целью систематизации этого эмпирического материала и дальнейшего его исследования.

В отличие от неокантианцев Г. Риккерта и В. Виндельбанда, которые относились к истории как сугубо индивидуальному познанию, по М. Веберу идеальные типы в историческом анализе связаны с изучением конкретных исторических целостностей, а также уникальных исторических явлений, и служат инструментами показа своеобразия их формообразовывающей структуры. Хотя подобные понятия не могут отобразить всего разнообразия эмпирической реальности определенного социального явления, они не являются сугубо абстрактными родовыми понятиями, которые игнорируют специфику конкретно-исторических явлений.

Вся научная деятельность М. Вебера основывалась на огромной исторической эрудиции. Глубокое знание истории привело его к отрицанию неисторических механистических законов истории и заставило обратиться к исследованию конкретных исторических изменений. В целом, М. Вебера с полным правом можно считать наиболее исторически ментально ориентированным из всех классиков социологии. Наиболее четко эта тенденция прослеживается в разном толковании феномена капитализма, которое дали К. Маркс и М. Вебер.

Если К. Маркс отказывал капитализму в будущем, М. Вебер искал черты капитализма в глубинах прошлого, если для К. Маркса капитализм является феноменом нового времени, то для М. Вебера главным в капитализме является его дух, то есть этос — авантюрный менталитет, который отказывается от традиционной этики, накопление прибыли путем товарного обмена, учет капиталу в денежной форме. В конечном итоге, М. Вебер рассматривал капитализм как универсальное историческое явление, которое по своему типу может выступать как авантюрное, торговля, ориентированная на войну, политику.

Заметное место в развитии теорий исторической социологии занимает еще один немецкий социолог — Георг Зиммель (1858-1918). Он очень уместно трактует социологию не с точки зрения «незанятого» другими науками предмета исследования, а как метод социального виденья закономерностей, которые не замечают другие социальные науки. В частности, Г. Зиммель отмечал, что исторический метод применяется во всех науках, предметом которых является общественная жизнь. Но в целом теоретические подходы оставались в пределах линейного эволюционизма.