Общие и отличительные признаки христианской и исламской ангелологий

Неоспоримым является тот факт, что христианство и ислам имеют общие корни. И хотя во многом вероучения этих двух мировых религий отличаются, отвергать общие признаки как несущественные нельзя. Современное религиоведение зашло достаточно далеко в изучении каждой религии в отдельности, однако, для того, чтобы лучше понять суть и полнее раскрыть взаимосвязь, следует рассматривать христианство и ислам не только отдельно друг от друга, но и в сравнении и противопоставлении. На современном этапе изучение взаимодействия не только этих двух религий, но и их последователей, является очень важным, так как на территории нашей страны присутствуют представители обоих вероисповеданий.

Исламскую ангелологию, однозначно, следует считать более традиционной. Подобная тенденция сложилась потому, что христианские теологи строили свои представления об ангелах не только на основе библейских канонов, но и по апокрифическим сочинениям, придавая определенным отрывкам разные, иногда даже диаметрально противоположные значения. Мусульмане же формировали свою ангелологию на основе Корана и Сунны, воспринимая текст настолько буквально, насколько это возможно. Разная ключевая база и различный подход к ее трактовке вызвал некоторые различия в понимании сущности и природы ангелов. Основными отличиями являются: понимание ангельской телесности, смертности, способности ангелов познавать, роль ангелов в функционировании ада и тому подобное.

Выявление принципиальных различий и общих признаков будет способствовать лучшему пониманию той или иной религии, что, несомненно, пойдет на пользу не только развитию религиоведения, но и развитию взаимоотношений между христианами и мусульманами.

Христианская и мусульманская традиции имеют общий плацдарм, а именно — иудаизм, поэтому их учения об ангелах имеют больше общих признаков, чем отличных. Многие позиции, которые касаются и природы ангелов, и их роли в истории человечества не просто похожи, а иногда идентичны.

Древнееврейское слово «мал’ах», которым называли ангелов в Ветхом Завете, нашло свой непосредственный перевод в греческом «Ангелос» и было напрямую заимствовано арабским словом «Малак», что в переводе с обоих языков имеет одно и то же значение. В христианской и в исламской под ангелом понимали именно «посланца» Божьего. Предположение о времени создания тоже совпадает. Большинство христианских богословов, основываясь на хронологии событий, описанных в Библии, пришли к выводу, что ангелы были созданы до создания материального мира и людей. В мусульманской ангелологии бытует мнение, основанное на словах из Корана, где говорится о сотворении человека.

Христианские ангелы и исламские маляки являются духами, которых Бог создал, чтобы те его уважали и исполняли его приказы. Ангелы в обоих традициях выполняют роль не только Божьих посланников, но и много других функций, которые на них возложил Всевышний. Все, что делают ангелы, является волей Божией, и Бог творит свою волю через них.

В Коране говорится, что ангела увидеть нельзя, такое же утверждение присутствует и в Библии. Настоящий облик ангелов знает Бог, а людям ангелы могут являться только в перевоплощениях. О точном количестве ангелов не говорится ни в Коране, ни в Библии, но в обоих сакральных текстах сказано, что их количество известно только Богу, и оно значительно превышает количество людей.

Ангелы в обоих традициях воспринимаются как существа, которые не имеют пола. Более того, большинство человеческих чувств и страстей им неизвестны, ведь они созданы для служения Богу, поэтому их смыслом бытия является единственное предназначение, которое ангелы, из-за огромной любви к Творцу, выполняют с большой радостью и рвением. Ангелы в обоих традициях являются существами на порядок высшими, чем люди, они имеют гораздо больше власти над миром и над самими людьми.

Общим для обоих ангелологий является представление об ангеле-хранителе, которых Бог посылает каждому человеку при рождении. В течение всей жизни ангел не только бережет человека, но и наставляет его на правильный путь, тем самым предохраняя не только от невзгод материального мира, но и от соблазнов, которые могут угрожать душе. Оберегание человека от злых сил является одной из важнейших функций ангела-хранителя. Каждый ангел, «прикрепленный» к отдельному человеку, выполняет роль посредника между ним и Богом. Именно ангелы-хранители передают Богу все молитвы, а также представляют человека перед ним, ходатайствуя за своего подопечного. Ангел не покидают душу человека и после смерти, поскольку является ее проводником в загробную жизнь.

Ангел Джибрил, который передал мусульманам через Мухаммада священное писание, является аналогом христианского архангела Гавриила. Концепции обоих ангелов схожи, более того, Джибрил является как бы продолжением самого Гавриила, поскольку в Коране и в Новом завете говорится о Джибриле-Гаврииле, который в свое время сообщил Марии (Марьям) благую весть о рождении Иисуса (Исы).

Поскольку понятие об ангелах, их природе и роли в Божьем промысле брали свое начало еще в Ветхом Завете, во многом ангелы в христианском понимании похожи на ангелов в мусульманских традициях. Многие представления об их природе идентичны. Вот некоторые из них: общее происхождение слова, отражающее главное назначение ангелов, создание ангелов до материального мира, представление об ангеле-хранителе, бесполость ангелов, не свойственность ангелам человеческих страстей и т.д.

Несмотря на большое количество общих признаков, между ангелами в христианском понимании и ангелами в исламе присутствует достаточно большая разница. Как известно, для мусульман Коран и Сунна является истиной в последней инстанции, которую принято не просто читать, но и заучивать большие фрагменты текста наизусть. Поэтому неудивительно, что исламская ангелология обычно не заходит дальше сакральных текстов. Отдельные суры или хадисы, посвященных ангелам, трактуются большинством богословов одинаково, а любое отклонение от написанного считается предположением. Если изречение нельзя подкрепить словами из Корана, то оно считается ложным. Христианские же богословы кроме библейского канона используют еще и апокрифическую литературу, опираясь в своих размышлениях на значительно большую базу источников. Вероятно, этим частично можно объяснить плюрализм христианской ангелологии, противопоставив ее более традиционной исламской.

Следствием этого плюрализма в христианской ангелологии является предположение, что ангелы – не полностью духовные существа, а все же имеют определенную телесность, которая, правда, не аналог той телесности, царящей в материальном мире. Поскольку в Коране нет ничего, что могло бы породить дискуссию относительно уровня телесности ангелов, этих существ бескомпромиссно считают абсолютно духовными творениями.

Кардинально разными мнениями относительно природы ангелов трактуется вопрос об их смертности. В Коране говорится, что ангелы являются смертными, а христианская ангелология позиционирует ангелов как бессмертных существ. В Коране свет определяется как субстанция, из которой Аллах создал ангелов, а в Библии подобному уточнению места нет.

В христианском учении большое место занимает ангельская иерархия, за основу которой берется труд Дионисия Ареопагита, тогда как ангелология ислама значительно отстает в подобном вопросе, поскольку об иерархической структуре ангелов не упоминается в Коране, а значит, любая мысль есть не более чем спекуляция. Валиулла ад-Дахлави предложил свою классификацию, согласно которой одни ангелы отвечают за всемирный порядок, другие образуется при смешении запахов, третьи – это просветленные человеческие души.

Особого внимания для сравнения заслуживает история Люцифера и Иблиса, считающихся главными антагонистами в христианстве и исламе. В христианстве Люцифер был ближайшим к Богу херувимом, но из-за своей гордыни отказался покориться Богу и тем самым выразил желание стать выше него. Иблис, как и Люцифер отказался преклонить колено перед новым творением Аллаха, замахнувшись на то же, что и его христианский аналог. В обоих случаях общим является только сюжет, поскольку Люцифер был ангелом, тогда как Иблис по природе своей — джинн. Понятие «джинн» является оригинальным мусульманским представлением, эти существа являются третьей расой, созданными Аллахом из огня. Они имеют больше общего с людьми. Бывают добрыми и злыми. Злые, последовавшие за Иблисом — аналог падших христианских ангелов, которые стали бесами примкнув к восстанию Люцифера, однако исламские джинны не имеют ничего общего с ангелами.

Еще одной важной отличительной чертой в исламе и христианстве — понимание ада и роли ангелов в его существовании. Согласно мусульманской ангелологии, существует 19 ангелов, поддерживающих адское пламя, тем самым выполняя свою роль, возложенную на них Аллахом. Хозяевами же «христианского ада» являются бесы, которые когда-то являлись ангелами, но были наказаны и изгнаны Богом.

Некоторые христианские богословы, занимавшиеся вопросами ангелологии, основываясь на апокрифических текстах, пришли к выводу, что ангелы — «сыны Божии» — вступали в брак с «человеческими дочерьми», и от их союза появлялись мощные гиганты Нефилимы. В противовес подобной гипотезе, традиционалистская исламская ангелология отвергает подобную связь как априори невозможную.

 

Иллюстрация: Wolfgang Klein / Flickr