Европейская культура: XXI век

Уже 5 лет прошло с тех пор, когда в рамках серии «Старый Свет – новые времена» была впервые издана книга «Европейская культура: XXI век» под редакцией профессора Е. В. Водопьяновой. Собрав в себе мнения и знания множества исследователей культуры из разных университетов и академий по всей России (РАН, РУДН, вузы Санкт-Петербурга, Воронежа, Томска), данная работа ставит перед собой поистине масштабную задачу. Цель книги – на 480-ти страницах показать, как изменилась европейская культура, войдя в XXI век, что произошло со спектром культурно-художественных жанров; что вообще представляет собой новая культура Европы и в чем заключаются ее ключевые особенности.

Авторам книги действительно с успехом удается отметить тенденции, наблюдаемые в настоящее время в европейской литературе, архитектуре, европейском кино, театре и телевидении. Особо важную роль играет рассмотрение культурных аспектов в контексте именно отдельных стран Европейского союза – каждой уделено пристальное внимание. Помимо жанров культуры авторы обращают внимание на различные явления и феномены, которые характерны конкретно для нового века. К примеру, это кризис мультикультурализма, омассовление и коммерциализация культуры. Описание проблем, с которыми сейчас сталкивается Европа, сопровождается авторами предпосылками и причинами их возникновения, краткой сутью, возможными вариантами их разрешения.

Авторы книги «Европейская культура: XXI век» не делят мир на черное и белое. Даже в проблематичных, конфликтных ситуациях и явлениях они видят не только отрицательные, но и положительные стороны, что не может не вызывать уважения. Подобным образом авторы книги говорят о проблеме омассовления культуры: с одной стороны, массовая культура – это шаг назад, это возвращение к эпохе варварства, поскольку «усвоение продуктов массовой культуры не требует особых знаний и умений». А с другой стороны, она несет в себе рекреационную функцию – легкость усвоения информации не нагружает мозг, давая человеку возможность расслабиться.

Говоря о культуре Европы XXI века, авторы твердо стоят на своей позиции недопущения возвышения или принижения новой культуры. Они утверждают, что она не лучше и не хуже своей предшественницы – она «просто другая по отношению к уходящей культуре постиндустриального социума». В русле двух принципиально новых измерений: постиндустриального и постмодернистского, формируется новая культура – «ни хорошая, ни плохая», а «просто другая». Мне, как читателю, импонирует подобный объективный взгляд на положение вещей. Ему хочется доверять.

Отдельно бы хотелось отметить профессионализм исследователей культуры, подошедших с особым вниманием к созданию данной книги. В чем он заключается? Во многих аспектах. Во-первых, в умении создать полноценную историческую картину. Целая глава выделена развитию европейской культуры с первоначальных этапов ее становления: времен Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья. Кратко и по существу авторам на 20-ти страницах удалось выделить ключевые особенности, характерные для каждого этапа развития культуры. Выжимка самого основного – это точно по нраву современному читателю, у которого обычно не так много свободного времени. Во-вторых, это кропотливый, так скажем, обзор творчества как современных режиссеров кино и театра, писателей, так и тех деятелей искусства, чьи творения встали у истоков развития новой европейской культуры.

И все-таки, я вынужден добавить в эту бочку меда свою ложку дегтя. Говорят, что в мире не существует ничего идеального. Подобный тезис работает и в отношении данной книги. Какие отрицательные аспекты можно выделить в данной книге? Прежде всего то, что ее авторы совсем не обратили внимания на один из важнейших культурно-художественных жанров – на музыку. Они говорят о кинематографе, о театре, о литературе, о высоких материях. Даже скульптура и живопись были упомянуты в рамках рассмотрения музейной составляющей современной европейской культуры. А музыка – светоч человечества с самых первобытных времен – упомянута не была. Композиторы и участники оркестра: хористы, пианисты, скрипачи; солисты, барабанщики и бас-гитаристы – все от подобной несправедливости утирают в сторонке скупую слезу.

Думаю, никто не станет спорить, что музыкальное творчество не только отчасти формирует культуру, но и является важным индикатором ее развития. О том, какой путь прошла европейская музыка в XX веке и какой она является сейчас, можно написать целую книгу. Уверен, таких книг уже написаны горы: не одна и не две. От буги-вуги, британского рока в лице The Beatles, хард-рока к пост-панку и брит-попу; от классической музыки к неоклассике, – все это неотъемлемая часть развития мировой и, в частности, европейской культуры. Автор сей рецензии не музыкант и в музыке, честно сказать, разбирается плохо. Поэтому было бы действительно интересно почитать мнение авторитетных людей по вопросу развития европейской музыки и узнать, что она представляет собой сейчас. Этого, к сожалению, в книге замечено не было.

Целая часть – почти четверть книги, посвящена российским реалиям в контексте их разбора через призму европейского опыта. Внимание уделено также сотрудничеству России и ЕС, например, в области совместного издательства статей, в научно-технологической сфере. Выделены проблемы российского образования, в частности, бесполезность системы ЕГЭ и связанной с ней проблема непродуктивности среднего образования в России. Обо всем рассказано лаконично, объективно, мнение подкреплено аргументами. Однако, убери из книги все, что связано с Россией, и работа много не потеряет. Более того, IV ее часть не совсем вяжется с основным концептом книги, которая носит название «Европейская культура: XXI век». Упор на слове «европейская». А значит, это рассмотрение культурных аспектов в странах западной, центральной, южной Европы, а еще восточной – в странах бывшего социалистического блока. Мне думается, что вплетение России в анализ культуры Европы, пускай и через европейские реалии – решение довольно противоречивое и достойное долгой, продуктивной дискуссии.

В любом случае, я уверен, что книга «Европейская культура: XXI век» действительно достойна к прочтению. В ней кратко и по делу изложены не только социокультурные реалии современной Европы, но и указан тот путь, длинный и тернистый, по которому европейской культуре пришлось пройти, чтобы стать тем, что она представляет собой сейчас. В большинстве случаев мнение авторов книги объективно, подкреплено аргументами и доводами, что является безусловным плюсом. Работа будет полезна также и тем, кто хотел бы поближе познакомиться с кинематографом, архитектурой, литературой Европы последних 40-50 лет.

  • Поделиться:
Читайте также: